Порядок производства дознания в сокращенной форме

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок производства дознания в сокращенной форме». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Суть упрощенной процедуры состоит в сокращении количества процессуальных действий, следственных в том числе. Процессу доказывания при осуществлении сокращенного дознания посвящена ст. 226.5. Эта норма в первую очередь устанавливает уменьшение его предмета. В частности, он должен быть ограничен установлением события, виновности субъекта, размера и характера нанесенного ущерба. В ч. 2 указанной выше статьи предусмотрена обязанность должностного лица совершить только те процессуальные действия, неосуществление которых может повлечь невосполнимую потерю следов преступления или иных существенных сведений. По мнению ряда экспертов, в присутствии данного положения нет никакого смысла. Объясняется это тем, что по ст. 226.3 ч. 2 потерпевший, подозреваемый либо их представители могут отказаться от проведения упрощенной процедуры в любой момент до удаления судей в совещательную комнату.

К кому применяется сокращённая форма дознания согласно УПК РФ

  1. Участники уголовного судопроизводства по уголовному делу, дознание по которому производится в сокращенной форме, имеют те же права и обязанности, что и участники уголовного судопроизводства по уголовному делу, дознание по которому производится в общем порядке, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.
  2. Физическое или юридическое лицо, которому преступлением причинен вред, не позднее 3 суток со дня возбуждения уголовного дела признается потерпевшим и наделяется всеми правами, предусмотренными статьей 42 настоящего Кодекса.
  3. Подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или его представитель вправе заявить ходатайство о прекращении производства дознания в сокращенной форме и о продолжении производства дознания в общем порядке в любое время до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Такое ходатайство подлежит удовлетворению лицом, в производстве которого находится уголовное дело.
  1. При наличии предусмотренных настоящей главой условий для производства дознания в сокращенной форме до начала первого допроса дознаватель разъясняет подозреваемому право ходатайствовать о производстве дознания в сокращенной форме, порядок и правовые последствия производства дознания в сокращенной форме, о чем в протоколе допроса подозреваемого делается соответствующая отметка.
  2. Подозреваемый вправе заявить ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме не позднее 2 суток со дня, когда ему было разъяснено право заявить такое ходатайство. Ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме подается дознавателю в письменном виде и должно быть подписано подозреваемым, а также его защитником.
  3. Поступившее от подозреваемого ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме подлежит рассмотрению дознавателем в срок не более 24 часов с момента его поступления. По результатам рассмотрения дознаватель выносит одно из следующих постановлений:
    1) об удовлетворении ходатайства и о производстве дознания в сокращенной форме;
    2) об отказе в удовлетворении ходатайства при наличии обстоятельств, препятствующих производству дознания в сокращенной форме.
  4. Постановление об удовлетворении ходатайства и о производстве дознания в сокращенной форме или постановление об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства может быть обжаловано в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса.
  5. Уведомление об удовлетворении ходатайства подозреваемого и о производстве дознания в сокращенной форме в течение 24 часов с момента вынесения соответствующего постановления направляется прокурору, а также потерпевшему. В уведомлении потерпевшему разъясняются порядок и правовые последствия производства дознания в сокращенной форме, а также право возражать против производства дознания в сокращенной форме.
  1. Доказательства по уголовному делу собираются в объеме, достаточном для установления события преступления, характера и размера причиненного им вреда, а также виновности лица в совершении преступления, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
  2. Дознаватель обязан произвести только те следственные и иные процессуальные действия, непроизводство которых может повлечь за собой невосполнимую утрату следов преступления или иных доказательств.
  3. С учетом конкретных обстоятельств уголовного дела дознаватель вправе:
    1) не проверять доказательства, если они не были оспорены подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем;
    2) не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки сообщения о преступлении были получены объяснения, за исключением случаев, если необходимо установить дополнительные, имеющие значение для уголовного дела фактические обстоятельства, сведения о которых не содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении, либо необходимо проверить доказательства, достоверность которых оспорена подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем;
    3) не назначать судебную экспертизу по вопросам, ответы на которые содержатся в заключении специалиста по результатам исследования, проведенного в ходе проверки сообщения о преступлении, за исключением следующих случаев:
    а) необходимость установления по уголовному делу дополнительных, имеющих значение для уголовного дела фактических обстоятельств;
    б) необходимость проверки выводов специалиста, достоверность которых поставлена под сомнение подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем;
    в) наличие предусмотренных статьей 196 настоящего Кодекса оснований для обязательного назначения судебной экспертизы;
    4) не производить иные следственные и процессуальные действия, направленные на установление фактических обстоятельств, сведения о которых содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении, если такие сведения отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом.
  1. Дознание в сокращенной форме должно быть окончено в срок, не превышающий 15 суток со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме. В этот срок включается время со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме до дня направления уголовного дела прокурору с обвинительным постановлением.
  2. В случаях, предусмотренных частью девятой статьи 226.7 настоящего Кодекса, срок дознания, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен прокурором до 20 суток. Постановление о продлении срока дознания в сокращенной форме должно быть представлено прокурору не позднее чем за 24 часа до истечения срока, установленного частью первой настоящей статьи.
  3. О продлении срока дознания в сокращенной форме дознаватель в письменном виде уведомляет подозреваемого, его защитника, потерпевшего и его представителя.
  4. В случае прекращения дознания в сокращенной форме и продолжения производства по уголовному делу в общем порядке срок дознания в сокращенной форме засчитывается в общий срок предварительного расследования.
  1. Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным постановлением, и в течение 3 суток принимает по нему одно из следующих решений:
    1) об утверждении обвинительного постановления и о направлении уголовного дела в суд;
    2) о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного постановления в случае его несоответствия требованиям части первой статьи 226.7 настоящего Кодекса, устанавливая для этого срок не более 2 суток;
    3) о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке в следующих случаях:
    а) наличие обстоятельств, предусмотренных частью первой статьи 226.2 настоящего Кодекса;
    б) если при производстве по уголовному делу были допущены существенные нарушения требований настоящего Кодекса, повлекшие ущемление прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства;
    в) если собранных доказательств в совокупности недостаточно для обоснованного вывода о событии преступления, характере и размере причиненного им вреда, а также о виновности лица в совершении преступления;
    г) наличие достаточных оснований полагать самооговор обвиняемого;
    4) о прекращении поступившего от дознавателя уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 24, 25, 27, 28 и 28.1 настоящего Кодекса.
  2. При утверждении обвинительного постановления прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.
  3. Копия обвинительного постановления с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику, потерпевшему и (или) его представителю в порядке, установленном статьей 222 настоящего Кодекса. После вручения копий обвинительного постановления прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего и (или) его представителя.
Читайте также:  Требования к габаритам автопоезда

Совершенствование организационного обеспечения дознания в сокращенной форме

Как свидетельствует практика, производство дознания в сокращенной форме позволяет исключить нерациональное расходование сил и средств органов предварительного расследования. Одним из условий обеспечения эффективного применения института дознания в сокращенной форме является совершенствование организационного обеспечения деятельности сотрудников подразделений дознания.

Изучение состояния организации работы подразделений дознания в МВД по Республике Татарстан показало, что еще до вступления в законную силу Федерального закона от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ в территориальные органы внутренних дел МВД Республики направлена экспресс-информация с указанием совместно с районными и городскими прокуратурами выработать единую практику возбуждения и расследования уголовных дел.

Далее — МВД Республики.

С этой целью в территориальных органах внутренних дел были проведены соответствующие координационные совещания, а также обучение сотрудников подразделений дознания в режиме видеоконференции с участием представителя прокуратуры Республики Татарстан. Отделом организации дознания МВД Республики подготовлен и направлен в территориальные органы внутренних дел для изучения и использования в практической деятельности алгоритм действий сотрудников полиции при производстве дознания в сокращенной форме.

Заслуживает внимания положительный опыт производства дознания в сокращенной форме сотрудниками подразделения дознания Управления МВД России по Нижнекамскому району (Республика Татарстан), где только в апреле — мае текущего года направлено в суд 28 уголовных дел, которые рассмотрены судом и по ним вынесены обвинительные приговоры. В том числе: 14 дел — по ч. 1 ст. 228 УК РФ; 5 дел — по ч. 1 ст. 159.1 УК РФ; 2 — по ч. 1 ст. 241 УК РФ; по одному делу — по ч. 1 ст. 232 УК РФ, ч. 1, ч. 3 ст. 327 УК РФ, ч. 1 ст. 118 УК РФ; ч. 1 ст. 222, ч. 1 ст. 115 УК РФ; ч. 1 ст. 112 УК РФ; ч. 1 ст. 158 УК РФ.

Дознание в общем порядке, как форма предварительного расследования проводится аналогично, как и предварительное следствие, за некоторыми особенностями. Дознание проводится быстрее, чем предварительное следствие. На его производство отведено 30 дней со дня возбуждения уголовного дела, этот срок обычно продлевается прокурором еще на 30 дней.

А если прокурор района/округа/города/области посчитает, а так зачастую и бывает, что нужно увеличить срок для проведения большого объема процессуальных и следственных действий, судебной экспертизы, то срок продлевается до 6 месяцев.

В исключительных случаях, прокурор субъекта РФ может продлить срок дознания до года. Например, в качестве исключительного случая, возможно ожидание ответа на запрос от иностранного государства.

Отличия сокращенной формы дознания

Разъясняет помощник прокурора г. Первоуральска Филиппов К.Н.

Дознание в сокращенной форме проводится в тех случаях, когда расследование уголовного дела не представляет какой-либо сложности, причастность лица к совершенному преступлению очевидна.

Согласно действующему законодательству обязательным условием для производства дознания в сокращенной форме является ходатайство подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме, при этом он должен в полном объеме признавать вину в совершенном преступлении, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривать правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела.

Уголовно-процессуальным законодательством предусмотрены случаи, когда дознание не может производиться в сокращенной форме:

  • подозреваемый является несовершеннолетним
  • имеются основания для применения принудительных мер медицинского характера
  • лицо подозревается в совершении двух и более преступлений, если хотя бы по одному из них необходимо проведение предварительного следствия
  • подозреваемый не владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство
  • потерпевший возражает против производства дознания в сокращенной форме

В каких случаях сокращенная форма дознания не подлежит применению

Существует перечень обстоятельств, при наличии которых интересующая нас форма процесса дознания не может применяться на практике.

Так, к примеру, совершенно исключена ее инициация в том случае, если подозреваемый:

  • еще не достиг возраста в 18 лет, то есть не считается полностью дееспособным;
  • не умеет разговаривать на языке, на котором ведется делопроизводство по уголовному преступлению;
  • потерпевший выразил несогласие с такой формой дознания;
  • имеют место быть основания для принудительного лечения в медицинских учреждениях.

Условия при наличии которых дознание может быть проведено в сокращенной форме

Дознание в сокращенной форме проводится только по письменному ходатайству подозреваемого по уголовному делу.

Для удовлетворения указанного ходатайства подозреваемого необходимо наличие следующих условий:

1. уголовное дело возбуждено в отношении конкретного подозреваемого;

2. подозреваемый признает свою вину в содеянном, не оспаривает квалификацию содеянного, которая указана в постановлении о возбуждении уголовного дела, не оспаривает характер и размер причиненного им ущерба;

3. отсутствуют обстоятельства исключающие проведения дознания в сокращенной форме, перечисленные в законе, а именно:

— подозреваемый на момент совершения преступления достиг совершеннолетия;

— нет оснований для применения в отношении виновного принудительных мер медицинского характера;

— подозреваемый не относится к категории лиц, уголовные дела, в отношении которых рассматриваются в особом порядке;

— лицо подозревается в совершении преступлений, которые расследуются в форме дознания;

-подозреваемый владеет русским языком и не нуждается в услугах переводчика;

-подозреваемый сам осознано ходатайствует о проведении дознания в сокращенной форме.

Дознание в сокращенной форме: особенности, порядок производства

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 04.03.2013 № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», в целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания в сокращенной форме, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при расследовании преступлений, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур в соответствии с установленной компетенцией обеспечить единый подход к осуществлению прокурорского надзора за производством дознания в сокращенной форме.

1.1. Независимо от ведомственной принадлежности поднадзорных органов обеспечить неукоснительное соблюдение требований главы 32.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу.

1.2. Проверять соблюдение требований закона об уведомлении прокурора, а также потерпевшего об удовлетворении ходатайства подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме в течение 24 часов с момента вынесения такого постановления.

Организовать проверку законности и обоснованности решений об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства. При выявлении фактов нарушения закона принимать меры прокурорского реагирования, в том числе инициировать вопрос о привлечении соответствующего должностного лица органа дознания к установленной законом ответственности.

Читайте также:  НДФЛ иностранцев на патенте с 2023 года

Принимать меры к отмене незаконного постановления дознавателя о производстве дознания в сокращенной форме, в случае если оно принято на основании ходатайства подозреваемого, не подписанного его защитником, обязательное участие которого предусмотрено п. 8 ч. 1 ст. 51 УПК РФ.

1.3. В ходе изучения материалов уголовного дела акцентировать внимание на обеспечении в соответствии со ст. 6.1 УПК РФ права потерпевшего на доступ к правосудию в разумный срок, исходя из того, что согласно ч. 2 ст. 226.3 УПК РФ физическое или юридическое лицо, которому преступлением причинен вред, должно быть наделено процессуальным статусом потерпевшего не позднее 3 суток со дня возбуждения уголовного дела.

При обнаружении фактов несоблюдения данного требования незамедлительно принимать меры прокурорского реагирования.

1.4. Проверять неукоснительное выполнение органами дознания положений ст. 226.4 УПК РФ о праве подозреваемого на подачу ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме и уведомлении о предельном двухсуточном сроке его подачи с момента, когда ему было разъяснено право о возможности обратиться с соответствующей просьбой (ходатайством).

Считать грубым нарушением уголовно-процессуального закона рассмотрение поступившего ходатайства подозреваемого в срок более 24 часов с момента его поступления к дознавателю.

2. При осуществлении надзорной деятельности внимательно оценивать достаточность оснований для производства дознания в сокращенной форме, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 226.1 УПК РФ, а также ч. 1 ст. 226.2 УПК РФ, устанавливающей обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме, акцентируя внимание на вопросах, связанных с признанием подозреваемым вины, размера и характера причиненного преступлением вреда, а также его отношением к квалификации содеянного.

При выявлении обстоятельств, исключающих производство дознания в сокращенной форме, или несоблюдения условий его производства выносить постановление об отмене незаконного или необоснованного постановления дознавателя о производстве дознания в сокращенной форме, в котором должны также содержаться мотивированные указания о производстве дознания в общем порядке.

3. При проверке законности постановлений о возбуждении уголовного дела и производстве дознания в сокращенной форме оценивать правильность квалификации содеянного, в том числе с целью исключения ее необоснованного занижения. В случае несогласия с ней отменять соответствующее процессуальное решение с одновременным письменным указанием о производстве расследования в общем порядке.

4. В целях пресечения искусственного создания оснований для перехода на производство дознания в сокращенной форме не допускать необоснованного выделения материалов уголовного дела в отношении конкретного лица в отдельное производство, а также незамедлительно реагировать на несвоевременное соединение уголовных дел в отношении одного и того же лица при наличии к тому законных оснований.

5. В кратчайшие сроки рассматривать жалобы на постановления дознавателя об отказе в удовлетворении ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме, а также о прекращении дознания в сокращенной форме и продолжении производства по уголовному делу в общем порядке, поступившие в соответствии со ст. 124 УПК РФ, уведомляя о принятом решении заинтересованн��х лиц.


Даны поручения по организации прокурорского надзора при производстве дознания в сокращенной форме.

В частности, необходимо проверять соблюдение требования об уведомлении прокурора и потерпевшего об удовлетворении ходатайства подозреваемого о производстве дознания в сокращенной форме. Об этом должно быть сообщено в течение 24 ч с момента вынесения дознавателем соответствующего постановления.

Если ходатайство подозреваемого не подписано его защитником, то постановление о производстве дознания в сокращенной форме считается незаконным и подлежит отмене.

Также нужно следить за тем, чтобы процессуальный статус потерпевшего присваивался не позднее 3 суток со дня возбуждения уголовного дела.

Грубым нарушением уголовно-процессуального закона считается рассмотрение ходатайства подозреваемого в срок более 24 ч с момента его поступления к дознавателю.

Важно акцентировать внимание на вопросах, связанных с признанием подозреваемым вины, размера и характера причиненного преступлением вреда, а также его отношением к квалификации содеянного.

В кратчайшие сроки должны рассматриваться жалобы на постановления об отказе в удовлетворении ходатайства подозреваемого, а также о прекращении дознания в сокращенной форме.

Дознание в сокращенной форме должно быть окончено не позднее 15 суток (в некоторых случаях — 20) со дня вынесения постановления. В это время включается составление обвинительного постановления, ознакомление с материалами дела обвиняемого и его защитника.

Максимальный срок дознания в сокращенной форме не может быть продлен прокурором более чем до 20 суток и не должен превышать срока дознания в общем порядке.

Предписано тщательно проверять соответствие выводов органов дознания обстоятельствам, содержащимся в материалах уголовного дела. При этом нужно особо исследовать вопросы о наличии объективных данных, подтверждающих виновность и исключающих самооговор обвиняемого, о соблюдении прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, о рассмотрении в полном объеме заявленных ходатайств.

В прокуратурах должны быть заведены книги для учета соответствующих уголовных дел.

Дознание в сокращенной форме порядок проведения процедуры

В законодательстве достаточно четко определено, что производство дознания в сокращенной форме предполагает последующее рассмотрение материалов по правилам особого судебного разбирательства. Они установлены в гл. 40 Уголовно-процессуального кодекса. В принципиальном плане установленная модель не вызывает каких-либо возражений. Однако при анализе статей возникают сомнения в возможности надлежащей реализации упрощенной конструкции.

Стороны сокращенного дознания обладают всеми юридическими возможностями, предусмотренными для его осуществления по общим правилам. Аналогичным образом обстоит дело и с обязанностями. Срок дознания в сокращенной форме – 15 суток. При необходимости допускается его продление на 5 дней. При этом, в соответствии с предписаниями закона, обвинительное заключение должно быть оформлено не позднее 10 дней с даты вынесения постановления о выполнении дознания в сокращенной форме. Нормативными актами не предусмотрено никаких ограничений по применению к подозреваемому мер принуждения. Обвиняемый и его представитель (защитник) должны быть ознакомлены с постановлением и материалами дела.

Позиции пострадавшей стороны закон придает определяющее значение при принятии решения о выполнении дознания в сокращенной форме. По мнению ряда специалистов, это ошибочная точка зрения, снижающая эффективность рассматриваемой процедуры. Исследователи указывают на необходимость участия в согласительном процессе всех субъектов, в том числе государственный орган, осуществляющий преследование и сторона защиты. Из анализа ст. 226.2, ч. 1 п. 6 и ст. 226.3 ч. 3 УПК, ставящих решение вопроса об осуществлении дознания в сокращенной форме в зависимость от усмотрения потерпевшего, можно сделать вывод, что частное лицо, таким образом, навязывает свою волю остальным участникам. В результате этот субъект оказывает прямое влияние на способ ведения дела.

Как выше было указано, срок дознания в упрощенном порядке составляет 15 дней, а максимальный – 20. Закон предусматривает только однократное продление периода. Исчисление срока осуществляется не с момента возбуждения дела, а с даты вынесения постановления о переходе на упрощенную форму дознания. При анализе норм Кодекса, однако, становится ясно, что реальный период осуществления процедуры меньше установленной. Это обусловлено предписанием о необходимости вынести обвинительное постановление не позднее 10 дн. с момента утверждения решения о выполнении дознания в сокращенном порядке. Этот документ является итоговым и обобщает всю значимую информацию по делу. Постановление составляется после выполнения всех следственных действий. В результате можно прибавить только 2 дня, на протяжении которых подозреваемому необходимо высказать или согласие, или несогласие на проведение дознания в упрощенной форме. В этом случае продолжительность составит 12, а не 15 суток.

Читайте также:  Как подать жалобу в трудовую инспекцию на работодателя?

Окончание дознания в упрощенном порядке регламентируется в ст. 226.7 УПК. Следует сказать, что законодатель включил процесс ознакомления с материалами в период проведения рассматриваемой процедуры. Таким образом, был выбран путь общего порядка выполнения расследования. По мнению специалистов, данное положение не согласуется с идеей упрощенной процедуры, тем более что к моменту предоставления материалов процесс должен быть завершен. В соответствии со ст. 226.7 ч. 5, при невозможности закончить ознакомление потерпевшего, его представителя, подозреваемого и его защитника в срок, определенный ч. 4 данной статьи, дознание продолжается в общем порядке. Данная норма предполагает 3 суток, на протяжении которых сторонам процесса предоставляются материалы дела. Учитывая то, что этот период включается в срок сокращенного дознания, реальная его продолжительность может составить 9, а не 12 дней, как было выявлено ранее.

Как выше было указано, срок дознания в упрощенном порядке составляет 15 дней, а максимальный – 20. Закон предусматривает только однократное продление периода. Исчисление срока осуществляется не с момента возбуждения дела, а с даты вынесения постановления о переходе на упрощенную форму дознания. При анализе норм Кодекса, однако, становится ясно, что реальный период осуществления процедуры меньше установленной. Это обусловлено предписанием о необходимости вынести обвинительное постановление не позднее 10 дн. с момента утверждения решения о выполнении дознания в сокращенном порядке. Этот документ является итоговым и обобщает всю значимую информацию по делу. Постановление составляется после выполнения всех следственных действий. В результате можно прибавить только 2 дня, на протяжении которых подозреваемому необходимо высказать или согласие, или несогласие на проведение дознания в упрощенной форме. В этом случае продолжительность составит 12, а не 15 суток.

Окончание дознания в упрощенном порядке регламентируется в ст. 226.7 УПК. Следует сказать, что законодатель включил процесс ознакомления с материалами в период проведения рассматриваемой процедуры. Таким образом, был выбран путь общего порядка выполнения расследования. По мнению специалистов, данное положение не согласуется с идеей упрощенной процедуры, тем более что к моменту предоставления материалов процесс должен быть завершен. В соответствии со ст. 226.7 ч. 5, при невозможности закончить ознакомление потерпевшего, его представителя, подозреваемого и его защитника в срок, определенный ч. 4 данной статьи, дознание продолжается в общем порядке. Данная норма предполагает 3 суток, на протяжении которых сторонам процесса предоставляются материалы дела. Учитывая то, что этот период включается в срок сокращенного дознания, реальная его продолжительность может составить 9, а не 12 дней, как было выявлено ранее.

Арестова Екатерина Николаевна, доцент кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России, к.ю.н., доцент.

Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ» УПК РФ дополнен новой главой — 32.1 («Дознание в сокращенной форме»).

Данный процессуальный институт является принципиально новым для УПК РФ, не имеет истории, традиций, наработанной правоприменительной практики, не достаточно разработан в специальной юридической литературе.

Вместе с тем установленная процедурная форма сокращенного дознания предусматривает целый ряд существенных особенностей производства по уголовным делам, касающихся процессуальных сроков, оснований производства расследования и других.

Сказанное актуализирует потребность в тщательной теоретической разработке проблем производства дознания в сокращенной форме в целях выработки практически значимых рекомендаций по применению дознавателями органов внутренних дел и иных правоприменительных органов положений главы 32.1 УПК РФ («Дознание в сокращенной форме»).

Новую главу УПК открывает статья 226.1, регламентирующая основание и порядок производства дознания в сокращенной форме. Согласно означенной норме дознание в сокращенной форме производится в порядке, установленном главой 32 УПК РФ («Дознание»), с изъятиями, предусмотренными главой 32.1 УПК РФ («Дознание в сокращенной форме»).

Таким образом, глава 32.1 УПК РФ имеет юридический приоритет перед нормами главы 32 УПК РФ в части, касающейся исключения из общих правил производства предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не является обязательным. Напомним, что глава 32 УПК РФ содержит 6 статей (223, 223.1, 223.2, 224, 225, 226), регламентирующих порядок и сроки дознания, порядок уведомления о подозрении в совершении преступления, основания и порядок производства дознания группой дознавателей, особенности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу при производстве расследования в форме дознания, круг вопросов, связанных с составлением дознавателем обвинительного акта как итогового документа по уголовному делу, и полномочия прокурора по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным актом.

Неограниченная подследственность

Как выше было сказано, сокращенная форма дознания применяется по делам, находящимся в ведении соответствующего должностного лица. В ранее действовавшем Кодексе устанавливался закрытый перечень преступлений, по которым допускалось ее использование. В настоящее время сокращенная форма применяется в отношении всех дел, подследственным дознавателю. Число совершенных деяний, их неоднократность не оказывают влияния на выбор правоприменителя упрощенной процедуры. Стоит сказать, что первоначальный проект закона предполагал, что сокращенная форма дознания будет использоваться при расследовании всех преступлений средней и небольшой тяжести. Однако данное положение вызвало негативную реакцию у Правового управления при аппарате Госдумы. Его представители указывали, что по ряду деяний упрощенная процедура неприемлема.

Особый порядок рассмотрения уголовного дела при сокращенной форме дознания

подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела;

об утверждении обвинительного постановления и о направлении уголовного дела в суд;

в) если собранных доказательств в совокупности недостаточно для обоснованного вывода о событии преступления, характере и размере причиненного им вреда, а также о виновности лица в совершении преступления;- министр внутренних дел по республике либо начальник главного управления (управления) МВД России по иному субъекту Российской Федерации;2) о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного постановления в случае его несоответствия требованиям ч. 1 ст. 226 7 УПК РФ, устанавливая для этого срок не более 2 суток;

Возможности подозреваемого и сроки

Выше мы уже говорили о возможностях, предоставляемых подозреваемому. Теперь подведём итог наших рассуждений.
Предоставленные ему законом возможности заключаются в следующем:

  1. Он либо даёт согласие на сокращённую форму.
  2. Либо отказывается.

Сделать выбор нужно до начала первого допроса. Согласие оформляется как ходатайство в письменной форме. Обязательным требованием является разъяснение его прав в случае производства упрощённой процедуры с закреплением данного факта в протоколе. На подготовку и подачу ходатайства отводится два дня.

Для этой формы расследования законом определён срок – 15 дней. Возможно продление его (но только один раз) на 5 дней.

Срок исчисляется с того момента, как вынесено постановление о производстве расследования в упрощённой форме, а не с возбуждения дела. По максимуму всё расследование займет 20 дней, по минимуму – 15. Однако на практике срок сокращается ещё больше. Дело в том, что закон обязывает дознавателя предъявить подозреваемому обвинительный акт не позднее 10 суток после того, как он вынес постановление о сокращённой форме.

Срок дознания в сокращённой форме:

  1. По закону не более 15 дней.
  2. Фактически – 12.
  3. Продление не более чем на 5 дней.

Фактически получается 12 суток. Два дня – на ходатайство, 10 – на расследование.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *